ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
ЖИЛИЩЕ
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

• ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 N 978 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Уточнены правила предоставления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности

Установлено, что договоры о предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или в приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ за счет средств федерального бюджета и дополнительные соглашения к таким договорам, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Минфином России.

Кроме того, уточнены правила предоставления федеральных субсидий юрлицам, 100 процентов акций которых принадлежит РФ, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц. Договор о предоставлении таких субсидий и дополнительные соглашения к нему, предусматривающие внесение в него изменений или его расторжение, также заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Минфином России. Данное положение вступает в силу с 1 января 2019 года. При этом типовая форма такого договора должна предусматривать в том числе положения о представлении отчетности о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении юридическим лицом значений показателей результативности предоставления субсидии.

Постановление Правительства РФ от 27.08.2018 N 997 «О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации»

В полномочия Минэкономразвития России включено обеспечение мониторинга и идентификации нормативных ограничений условий ведения предпринимательской деятельности

Минэкономразвития России также будет осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по устранению таких нормативных ограничений в установленной сфере деятельности.

Постановление Правительства РФ от 27.08.2018 N 1000 «О порядке согласования заказчиками — государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам, закупок товаров, определенных в соответствии с частью 6 статьи 3.1-1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров, с координационным органом Правительства Российской Федерации по согласованию закупок заказчиков»

Установлена процедура согласования госзаказчиками с координационным органом Правительства РФ закупок определенных товаров, работ, услуг

Согласованию с координационным органом подлежат эксплуатационные характеристики товаров, закупаемых при осуществлении заказчиками закупок (в том числе используемых при выполнении работ, оказании услуг, аренде (включая фрахтование, финансовую аренду), и/или возможность осуществления закупок за пределами территории РФ при наличии в совокупности следующих условий:

товар включен в перечни товаров, определенных Правительством в соответствии с ч. 6 ст. 3.1-1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

начальная (максимальная) цена договора, предусматривающего закупку, превышает величину, установленную Правительством РФ.

В целях согласования закупок с координационным органом заказчики представляют в Минпромторг России заявку на согласование закупки и информацию о закупке, в которую включаются информация о закупаемых товарах, включенных в перечни, и/или закупках, предметом которых предусмотрено выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование таких товаров.

В случае осуществления закупки за пределами РФ заказчик помимо заявки и информации о закупке дополнительно представляет в уполномоченный орган обоснование необходимости такой закупки.

Определены в т.ч. сроки направления в уполномоченный орган заявки и информации, формирования для координационного органа обоснованного предложения о согласовании закупки, или о согласовании закупки с учетом предложений уполномоченного органа, или об отказе в согласовании закупки, сроки принятия координационным органом решения о согласовании закупки, об отказе в согласовании закупки.

Постановление Правительства РФ от 27.08.2018 N 1003 «О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации»

Определен порядок предоставления федеральных субвенций Крыму и Севастополю на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан

Субвенции предоставляются на осуществление переданных полномочий РФ по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 22.03.2018 N 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».

В частности, определены формулы расчета размера субвенции на 2018 и последующие годы. Размер субвенции определяется исходя из общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены граждане, и средней рыночной стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения в субъекте РФ.

Региональные органы власти, осуществляющие переданные полномочия, представляют в Минстрой России ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, соответствующую отчетность согласно установленным требованиям.

Постановление Правительства РФ от 28.08.2018 N 1006 «О внесении изменений в перечень государственных услуг, в отношении которых проводится оценка гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений)»

Расширен перечень государственных услуг, в отношении которых гражданами проводится оценка эффективности деятельности руководителей территориальных органов соответствующих ведомств

Так, в частности, граждане смогут оценивать деятельность:

— ФНС России:

по представлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц;

— ПФР:

по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства;

по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ;

информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

по предоставлению компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

по приему заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений;

— ФСС РФ:

по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников;

по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая;

по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти.

Постановление Правительства РФ от 28.08.2018 N 1008 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Руководство деятельностью торговых представительств России в иностранных государствах передано от Минэкономразвития России Минпромторгу России

Минпромторг России также будет осуществлять функции полномочного представителя России в отношении расположенного за пределами РФ и закрепленного за Министерством на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования таких представительств.

Постановление Правительства РФ от 28.08.2018 N 1009 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

В некоторые акты Правительства РФ внесены изменения, связанные с образованием Министерства просвещения РФ

Изменения, закрепляющие отдельные полномочия реорганизованного Минобрнауки России за Минпросвещения России, внесены в Положения о Минкультуры, Минспорте, Минздраве и Минтруде России.

Постановление Правительства РФ от 29.08.2018 N 1023 «О внесении изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений»

С 1 сентября 2018 года организации, осуществляющие деятельность по монтажу, демонтажу лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, обязаны подавать уведомление о начале осуществления такой деятельности

Уведомления о начале осуществления деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, подаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования».

Кроме того, уточнено, что заявитель, предполагающий выполнение работ и услуг по поддержанию внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям, представляет уведомление о начале деятельности в органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора.

Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р <Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 — 2020 годы>

Утвержден план мероприятий по переходу отдельных отраслей российской экономики из состояния естественной монополии к конкурентному рынку

Целями реализации «дорожной карты» являются:

повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимыми для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышение доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развитие рынков высокотехнологичной продукции;

стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

Планом предусматривается реализация мероприятий, направленных на стимулирование конкуренции, в частности, в таких отраслях экономики, как, рынок социальных услуг; образование; агропромышленный комплекс; дорожное строительство; строительство; телекоммуникации; информационные технологии; ЖКХ; газоснабжение; торговля и транспортирование нефти и нефтепродуктов; добыча и торговля углем; транспортные услуги; промышленность; деятельность на финансовых рынках.

Дорожной картой предусматриваются контрольные показатели, на достижение которых направлены мероприятия дорожной карты; единица измерения; текущее значение каждого из показателей; целевое значение показателей на 2020 год; ответственные исполнители.

Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 N 280 «О порядке информирования Министерства экономического развития Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти приграничного субъекта Российской Федерации об осуществлении им и муниципальными образованиями данного приграничного субъекта Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств и о результатах осуществления таких связей» Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2018 N 51987.

Региональные органы власти приграничных субъектов РФ должны информировать Минэкономразвития России об осуществлении ими приграничного сотрудничества с сопредельными государствами

Установлено, что высший исполнительный орган государственной власти приграничного субъекта РФ ежегодно до 1 февраля информирует Минэкономразвития России об осуществлении им и его муниципальными образованиями международных и внешнеэкономических связей с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств и о результатах осуществления таких связей.

Такая информация должна включать в себя, в том числе, следующие сведения:

— наименование субъекта приграничного сотрудничества (сопредельное государство, государственно-территориальные, административно-территориальные и муниципальные образования сопредельных государств), с которым осуществляется сотрудничество;

— проведенные и запланированные встречи, консультации и иные мероприятия с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований сопредельных государств, а также с органами государственной власти сопредельных государств;

— заключенные соглашения о приграничном сотрудничестве с государственно-территориальными, административно-территориальными образованиями сопредельных государств, с органами государственной власти сопредельных государств, а также планируемые к подписанию соглашения;

— создание организаций приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности, а также в соответствии с международными договорами РФ создание органов приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности;

— участие в разработке и реализации международных программ приграничного сотрудничества, их проектов;

— сведения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по вопросам приграничного сотрудничества и о результатах осуществления таких связей, в том числе информацию о статистике внешней торговли, включая данные о структуре, объеме и динамике товарооборота, а также информацию об инвестиционном сотрудничестве, реализуемых и планируемых проектах в торгово-экономической сфере;

— контактные данные должностных лиц, ответственных за сотрудничество с субъектом приграничного сотрудничества сопредельного государства.

Приказ Госкорпорации «Росатом» от 31.07.2018 N 1/844-П-дсп «О внесении изменений в Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения» (Выписка)

Расширен перечень нормативных актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, проверка которых осуществляется в рамках лицензионного контроля за деятельностью организаций, использующих ядерные материалы и радиоактивные вещества в оборонных целях

В указанный перечень включен ряд новых нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, а также приказы Госкорпорации «Росатом».

Приказ Банка России от 22.08.2018 N ОД-2190 «Об утверждении Плана Центрального банка Российской Федерации по противодействию коррупции на 2018 — 2020 годы»

Банком России утвержден план по противодействию коррупции на 2018 — 2020 годы

План принят в целях реализации Банком России требований Указа Президента РФ от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы» и предусматривает мероприятия по:

— реализации Банком России поручений, предусмотренных указанным планом;

— повышению эффективности механизмов обеспечения соблюдения служащими Банка России ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

— мониторингу коррупционных рисков в деятельности Банка России и их устранению, выявлению и систематизации причин и условий проявления коррупции;

— взаимодействию Банка России с институтами гражданского общества и гражданами, обеспечению доступности информации о деятельности Банка России.

Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (извлечение из проекта документа)

Россию предлагается разделить на 14 макрорегионов в целях оптимизации ее пространственного развития

Согласно проекту, каждый субъект РФ отнесен к одному из следующих макрорегионов: Центральному, Центрально-Черноземному, Северо-Западному, Северному, Южному, Северо-Кавказскому, Волго-Камскому, Волго-Уральскому, Уральскому, Западно-Сибирскому, Южно-Сибирскому, Енисейскому, Байкальскому и Дальневосточному.

Проектом предусмотрена следующая классификация российских территорий: крупнейшие и крупные городские агломерации; города с численностью населения 100 000 — 500 000 человек; малые и средние города, сельские территории за пределами крупнейших и крупных городских агломераций; минерально-сырьевые центры; геостратегические территории.

Предусматривается, что текущими центрами экономического роста РФ — «ядрами» крупнейших городских агломераций являются: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара-Тольятти, Воронеж, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Омск и Красноярск. Также «ядрами» крупных городских агломераций являются: Тула-Новомосковск, Саратов, Астрахань, Краснодар, Махачкала и Иркутск.

Приоритетный сценарий пространственного развития, предусмотренный проектом, предполагает создание условий для увеличения количества и расширения географии центров экономического роста. Перспективными крупными центрами экономического роста РФ, согласно проекту, являются: Ярославль, Рязань, Липецк, Пенза, Чебоксары-Новочебоксарск, Набережные Челны, Киров, Ижевск, Ульяновск, Волгоград, Ставрополь-Михайловск, Пятигорск-Кисловодск-Ессентуки-Минеральные Воды-Железноводск-Лермонтов, Оренбург, Тюмень, Барнаул, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Хабаровск и Владивосток.

К 2025 году планируется обеспечить условия для формирования 35 — 40 крупных центров экономического роста, а также новых центров экономического роста в субъектах РФ. При этом предполагается, что доля городского населения в РФ продолжит увеличиваться, но произойдет замедление темпов концентрации населения в пределах Московской и Санкт-Петербургской городских агломераций.

Кроме того, утвержден перечень геостратегических территорий РФ: Калининградская, Псковская и Мурманская области, Карелия, Крым, Севастополь, Северный Кавказ, Республика Алтай, Бурятия, Тыва, Забайкальский край, а также субъекты РФ и их части, входящие в Арктическую зону и Дальний Восток. В указанных субъектах РФ предусмотрено развитие отраслей социальной сферы темпами выше среднероссийских показателей.

Положения стратегии касаются также повышения качества и комфортности городской среды, в том числе за счет:

— формирования единой градостроительной политики развития крупнейших и крупных городских агломераций;

— содействия повышению доступности комфортного жилья, в том числе за счет развития рынка арендного жилья, реализации программ социального найма;

— инфраструктурной поддержки реализации проектов реновации существующих городских жилых районов, комплексного развития городских и пригородных территорий.

• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Постановление Правительства РФ от 28.08.2018 N 1020 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2008 г. N 285»

Уточнен порядок выплаты автору вознаграждения при перепродаже его произведения

Постановлением, в частности, предусматривается:

— приведение терминологии Постановления Правительства РФ от 19.04.2008 N 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений» в соответствие с действующей редакцией ГК РФ;

— установление перечня сведений, предоставляемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, участвовавшим в перепродаже оригинала произведения, в адрес лица, осуществляющего сбор вознаграждения;

— установление порядка определения сроков предоставления информации о перепродаже оригинала произведения в зависимости от категории лица, осуществляющего сбор вознаграждения;

— установление сроков направления продавцу оригинала произведения информации о сумме вознаграждения, подлежащей уплате;

— порядок установления сроков выплаты вознаграждения автору оригинала произведения.

Указание Банка России от 15.02.2018 N 4723-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2018 N 51949.

Банк России упростил процедуру заключения договора ОСАГО в электронной форме

Поправками, в том числе:

уточнены сведения, которые страхователь — физическое лицо предоставляет страховщику в целях заключения договора ОСАГО в электронной форме с использованием официального сайта страховщика или профессионального объединения страховщиков;

определено, что направляемые страховщиком страхователю в текстовом сообщении символы, являющиеся ключом простой электронной подписи, должны содержать только буквы латинского алфавита и арабские цифры в общем количестве не более 10;

предусмотрено, что указанные страхователем абонентский номер или адрес электронной почты используются для создания только одного личного кабинета страхователя на сайте одного страховщика;

установлены требования к электронным копиям документов, направляемым страхователем страховщику;

уточнен порядок разрешения ситуации, когда страховщиком получен отказ от АИС ОСАГО в подтверждении сведений, указанных в заявлении страхователя, либо страхователем не направлены документы, необходимые для заключения договора или их электронные копии;

введено правило, согласно которому договор ОСАГО в электронной форме вступает в силу не ранее чем по истечении трех дней после дня направления заявления страховщику.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Информация Минфина России «Об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции»

С 1 июня 2018 года оформление документов о ДТП по европротоколу возможно в случаях, когда между водителями имеются разногласия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений ТС

Минфином России разъяснен порядок оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции.

В частности, в документе названы условия, которые должны быть соблюдены для оформления документов по европротоколу, а также сообщается, что:

в случае если лицо, причинившее вред, не направит страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в указанный срок, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения;

размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, при оформлении документов о ДТП по европротоколу не может превышать 100 тысяч рублей;

при отсутствии разногласий между участниками ДТП, произошедшего на территориях городов Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей, размер страхового возмещения не может превышать 400 тысяч рублей;

для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий, а также для получения страхового возмещения в пределах 400 тысяч рублей при отсутствии разногласий на территориях городов Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей данные о ДТП должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с помощью технических средств контроля и использования программного обеспечения, соответствующего установленным требованиям и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП;

при отсутствии на транспортном средстве технических средств контроля и невозможности использования программного обеспечения урегулирование ДТП в рамках европротокола возможно только при отсутствии разногласий у водителей относительно обстоятельств ДТП и в пределах 100 тыс. руб.

Также приведен алгоритм действий участников ДТП при оформлении документов о ДТП по европротоколу.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)»

Минфин России предлагает создать систему мер, защищающих интересы акционеров от недобросовестных поглощений

Проектом, в частности:

вводится понятие связанности между лицами, при этом связанные лица определяются как подконтрольные и контролирующие лица, супруг (супруга), родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные, а также подконтрольные лица указанных физических лиц;

предлагается освобождение от исполнения обязанности направлять обязательное предложение о приобретении акций на срок, не превышающий трех месяцев с даты истечения срока для направления обязательного предложения, с целью реализации пакета акций при одновременном соблюдении условий об уведомлении Банка России и эмитента о намерении снизить уровень корпоративного контроля, неосуществлении корпоративного контроля и продаже пакета в течение указанного срока освобождения;

распространяются на акционеров — владельцев неголосующих привилегированных акций публичного акционерного общества правила приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ;

вводится норма, устанавливающая прямой запрет на учет акций, приобретенных у связанных лиц, для целей осуществления принудительного выкупа;

устанавливается возможность заключения соглашения об отказе миноритарных акционеров от права на принятие добровольного (обязательного) предложения;

исключается механизм уведомления акционеров о наличии у них права требовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг.

Обзор судебной практики разрешения споров связанных с прекращением обязательств (Утв. президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 28.04.2018 (в редакции от 24.08.2018)

Арбитражным судом Северо-Кавказского округа обобщены материалы судебно-арбитражной практики о допустимости прекращения обязательств зачетом в различных ситуациях

Отмечается, в частности, следующее:

предложение арендатора арендодателю зачесть в счет задолженности по арендной плате, оставшейся после расторжения договора аренды, стоимость отделимых улучшений предмета аренды не может рассматриваться как заявление о зачете;

для прекращения обязательства зачетом не требуется, чтобы стороны согласовали размер денежных обязательств, по которым одна из сторон производит зачет;

для проведения зачета по договору поставки в заявлении покупателя о зачете не требуется указывать реквизиты накладных или иным образом идентифицировать партию товаров, обязательство по оплате которых прекращается зачетом, но необходимо указать размер существующей задолженности по договору, погашаемой зачетом;

уведомление заказчика подрядчику о зачете перечисленного аванса по договору подряда в стоимость выполненных работ не является зачетом, предусмотренным статьей 410 ГК РФ;

односторонняя сделка по совершению зачета является недействительной, если она нарушает права взыскателей по сводному исполнительному производству;

особенностью правового регулирования зачета в случае нахождения должника в процедуре банкротства является охрана интересов третьих лиц, которая выражается в запрете удовлетворения требования одного из кредиторов в ущерб правам других кредиторов;

обязательства с ненаступившим сроком исполнения могут быть прекращены зачетом в случае предварительного достижения сторонами соглашения о возможности применения зачета к таким обязательствам.

В обзоре также отмечается, что арест предмета аренды в рамках уголовного дела и передача его на ответственное хранение арендатору с правом пользования не прекращает обязательство по уплате арендных платежей при условии фактического использования арендатором предмета аренды. Для прекращения соответствующего обязательства в указанном случае необходимо доказать, что в связи с наложением ареста имелись препятствия в использовании (владении) предметом аренды, которые могли быть квалифицированы в качестве существенных, исключающих достижение цели договора аренды.

«Обзор судебной практики Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по вопросам применения законодательства о независимой гарантии» (утв. президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 28.04.2018 (в редакции от 24.08.2018)

Арбитражным судом Северо-Кавказского округа обобщена практика применения законодательства о независимой гарантии

В обзоре приведены, в частности, следующие выводы:

бенефициар должен представить гаранту расчет неустойки и убытков, если это предусмотрено условиями независимой гарантии;

наличие спора между бенефициаром и принципалом о размере нарушенных последним обязательств не является достаточным основанием для вывода о злоупотреблении бенефициаром своим правом на получение выплаты по банковской гарантии;

если банковская гарантия выдавалась со ссылкой не на договор, а на дополнительное соглашение к нему и не была ограничена условием обеспечения исполнения только части обязательств, сумма неустойки, предусмотренная договором, подлежит выплате гарантом, так как дополнительное соглашение является частью договора и содержит отсылку к сохраняющимся обязанностям по первоначальному соглашению;

бенефициар по общему правилу не должен доказывать гаранту факт причинения убытков и их размер;

в случае если принципал выплатил бенефициару неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по договору между ними, последующая выплата по банковской гарантии, обеспечивавшей исполнение этого же обязательства, влечет возникновение неосновательного обогащения на стороне бенефициара.

• ЖИЛИЩЕ

Постановление Правительства РФ от 14.08.2018 N 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Правительство РФ разрешило использовать предоставляемые молодым семьям на приобретение жилья социальные выплаты для участия в долевом строительстве

Установлено, что социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта ИЖС используются также для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.

Скорректирован перечень подаваемых в орган местного самоуправления по месту жительства документов, необходимых в целях использования социальной выплаты, в т.ч. для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам.

В случае использования средств социальной выплаты для уплаты цены договора участия в долевом строительстве допускается указание в договоре в качестве участника долевого строительства одного из супругов или обоих супругов.

Распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор участия в долевом строительстве и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для уплаты цены договора участия в долевом строительстве в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Кроме того, поправками скорректированы в т.ч. параметры финансового обеспечения государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также разделы «Подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» и «Подпрограмма 2 «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» указанной Программы.

• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Проект Федерального закона «О внесении изменения в часть третью статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации»

Минтруд России предлагает новый порядок замены кредитной организации для перевода заработной платы работника

В настоящее время работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.

Вместе с тем на практике работодатели, имеющие многочисленный штат работников, технически не всегда успевают обработать заявления работников об изменении кредитной организации для перечисления заработной платы, если такие заявления поступили за пять дней до выплаты заработной платы.

В этой связи проектом предусматривается, что работодатель обязан по письменному заявлению работника, поданному не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы, в порядке, определенном коллективным договором или трудовым договором, заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата.

По мнению разработчиков проекта, увеличение срока, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, до пятнадцати дней до дня выплаты заработной платы, позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, не зависящих от него.

Проект Постановления Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год»

Пособие по безработице на 2019 год планируется повысить более чем на 70 процентов

В настоящее время минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальная — 4900 рублей. Указанные величины пособия по безработице были установлены в 2009 году и с тех пор не повышались.

Согласно проекту, минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей, максимальная — 8000 рублей.

Проектом также установлена максимальная величина пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) в размере 11280 рублей.

• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правительства РФ от 28.08.2018 N 1019 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Увеличен размер выплаты на отдых детей военнослужащих и сотрудников некоторых правоохранительных органов, ставших инвалидами (погибших, пропавших без вести) при исполнении обязанностей

Постановлением устанавливается размер выплаты на проведение оздоровительного отдыха детей и уточняется период осуществления такой выплаты.

Так, в частности, установлено, что с 2017 года с учетом индексации размер выплаты составит 23568,9 рубля.

В перечень документов, необходимых для получения выплаты, включена справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая обучение ребенка по основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования).

Постановление ФСС РФ от 03.08.2018 N 85 «Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2019 год» Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2018 N 51999.

Установлены значения основных показателей по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2019 год

Значения основных показателей определены в соответствии с «Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам…», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.

Такими показателями являются:

— отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

— количество страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих;

— количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

Постановление вступает в силу с 30 августа 2018 года.

<Информация> ФСС РФ «Информация для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Размер страховых взносов для лиц, добровольно уплачивающих взносы в ФСС РФ, составляет 3 302 руб. 17 коп.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию, уплачивают страховые взносы в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года.

Данная величина определяется как произведение МРОТ, установленного на начало соответствующего финансового года, и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз.

Таким образом, стоимость страхового года в 2018 году составляет: 3 302 руб. 17 коп. (9 489 руб. x 2,9% x 12).

Обращено внимание на то, что в случае, если страховые взносы не уплачены за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря, правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.

<Информация> Минтруда России <О порядке выдачи опознавательного знака «Инвалид»>

Минтруд России информирует о порядке выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования

Соответствующие Правила утверждены Приказом Минтруда России от 04.07.2018 N 443н «Об утверждении Порядка выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования» и вступят в силу с 4 сентября 2018 года.

Отмечается, что:

— опознавательный знак «Инвалид» для индивидуального использования подтверждает право на бесплатную парковку транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, а также инвалидами III группы, и транспортных средств, которые перевозят инвалидов или детей-инвалидов;

— оформление опознавательного знака «Инвалид» будет осуществляться федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, оформление знака осуществляется в бюро по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) инвалида (ребенка-инвалида) в течение 1 месяца после регистрации заявления, выдаваться знак будет на руки в течение 1 рабочего дня со дня его оформления;

— на опознавательном знаке «Инвалид» для индивидуального использования указываются: идентификационный реквизит знака; дата окончания срока действия знака; фамилия, имя, отчество инвалида (ребенка-инвалида); дата рождения; серия и номер справки, подтверждающей факт установления инвалидности; группа инвалидности или делается запись «категория «ребенок-инвалид»; срок, на который установлена инвалидность; дата выдачи знака;

— знак «Инвалид», дающий право на парковку на специально отведенных местах, будет принадлежать конкретному инвалиду и может использоваться только на том автомобиле, на котором он передвигается.

Обращение Президента к гражданам России

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить грядущие изменения в пенсионной системе

Напомним, что 16 июня 2018 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе, которым, наряду с другими мерами, предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. 19 июля 2018 года он был принят в первом чтении.

По мнению Президента РФ, принимаемые в данной сфере решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей.

В этой связи предлагается:

— снизить планируемое повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет. Таким образом, пенсионный возраст для женщин увеличится не до 63 лет, а до 60 лет;

— многодетным матерям должно быть предоставлено право досрочного выхода на пенсию. То есть, если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей — на четыре года раньше. А для женщин, у которых 5 и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет;

— для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, необходимо установить особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста;

— предпенсионным возрастом на переходный период следует считать пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Для работодателей должна быть установлена административная и даже уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста;

— увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза — с 4 тысяч 900 рублей, как сейчас, до 11 тысяч 280 рублей с 1 января 2019 года — и установить период такой выплаты в один год;

— закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты;

— на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42-х (сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин);

— с 1 января 2019 года начать выплаты 25-процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве;

— на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, сохранить все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, еще до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок. Кроме того, до вступления в силу нового закона по пенсионному обеспечению, в регионах должны быть приняты решения по сохранению действующих региональных льгот, в числе которых бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по ЖКХ, по капитальному ремонту и газификации, льготы на приобретение лекарств и ряд других.

Указанные предложения Президента РФ будут оформлены в качестве поправок и в кратчайшие сроки внесены в Государственную Думу.

• ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 N 979 «О внесении изменения в требования к кредитным организациям, в депозиты в которых акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» вправе осуществлять инвестирование и (или) размещение временно свободных средств»

Установлены равнозначные требования к рейтингам кредитных организаций, в которых АО «Корпорация «МСП» может размещать временно свободные денежные средства

В целях обеспечения одинаковых требований к рейтингам кредитных организаций, в которых акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» может размещать временно свободные денежные средства, внесены поправки, устанавливающие симметричные требования к рейтингам кредитных организаций, то есть не ниже уровня «A-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для РФ АКРА и не ниже уровня «ruA-» (ранее — «ruA») по национальной рейтинговой шкале для РФ Эксперт РА.

Постановление вступает в силу по истечении 45 дней со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 N 985 «О внесении изменений в Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию»

ПФР вправе направлять в Минфин России дополнительную заявку о предоставлении межбюджетных трансфертов на софинансирование формирования пенсионных накоплений

В случае необходимости ПФР вправе направить дополнительную заявку о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.

Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР осуществляется в срок, который не может превышать 10 рабочих дней, следующих за днем получения заявки (дополнительной заявки). Исключением являются случаи, когда исполнение заявки (дополнительной заявки) требует внесения изменений в Закон о федеральном бюджете.

С учетом данных поправок в новой редакции изложена форма отчета об использовании предоставленных межбюджетных трансфертов.

Постановление Правительства РФ от 28.08.2018 N 1015 «Об установлении максимальной доли в инвестиционном портфеле активов, оцениваемых по стоимости, отличной от рыночной, а также требований к таким активам при инвестировании средств пенсионных накоплений и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Максимальная доля активов, оцениваемых по стоимости, отличной от рыночной, не должна превышать 60 процентов стоимости инвестиционного портфеля управляющей компании средствами пенсионных накоплений

Кроме того, установлены требования, которым должны соответствовать активы инвестиционного портфеля управляющей компании, оцениваемые по стоимости, отличной от рыночной.

Так, государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ, должны быть специально выпущены для размещения средств институциональных инвесторов. Облигации российских эмитентов (за исключением вышеуказанных ценных бумаг) должны одновременно соответствовать следующим требованиям:

срок до погашения (обязательной оферты) облигаций не менее 3640 календарных дней с даты начала их размещения;

выпуску (эмитенту) облигаций на момент оценки их стоимости присвоен кредитным рейтинговым агентством АКРА кредитный рейтинг не ниже уровня «AA(RU)» по национальной рейтинговой шкале для РФ или кредитным рейтинговым агентством «Эксперт РА» кредитный рейтинг не ниже уровня «ruAA» по национальной рейтинговой шкале для РФ.

Также внесены взаимосвязанные поправки в отдельные акты Правительства РФ. В частности, предусмотрено, что в случае если нарушение требований к структуре инвестиционного портфеля возникло в результате передачи в ПФ РФ средств в соответствии с законодательством РФ и договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, государственная управляющая компания средствами выплатного резерва не вправе приобретать облигации соответствующего класса активов до момента устранения такого нарушения.

Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 N 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2018 N 52009.

Обновлены правила применения индексов цен и индексов-дефляторов при формировании цен на продукцию оборонного заказа

Порядок применяется федеральными госорганами — государственными заказчиками государственного оборонного заказа, ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», ФАС России, поставщиками.

Принятие нового порядка обусловлено изданием новых нормативных актов, изменениями в структуре государственных органов, а также переходом на новые общероссийские классификаторы.

Приказ Казначейства России от 11.07.2018 N 22н «О внесении изменений в Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденный приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 г. N 11н» Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2018 N 51992.

Установлен порядок фиксации времени доступности ГИС ГМП

Изменения в порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 236-ФЗ.

Фиксация времени доступности ГИС ГМП осуществляется в рамках мониторинга состояния ГИС ГМП путем установления факта информационного взаимодействия с ГИС ГМП в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 210.

Время доступности ГИС ГМП фиксируется и отображается в федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства».

Приказ Минфина России от 06.08.2018 N 163н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 октября 2015 г. N 164н» Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2018 N 51994.

Уточнен порядок действий ТОФК при поступлении информации от банка, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий

Согласно поправкам, при направлении банком информации территориальный орган Федерального казначейства проверяет соответствие:

сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени банка и подписавшем доверенность, сведениям ЕГРЮЛ;

сведений о лице, действующем от имени банка и подписавшем информацию, сведениям, содержащимся в доверенности;

подписи лица, подписавшего информацию, образцу подписи в доверенности.

«Рекомендации и разъяснения Банка России по расчету стоимости чистых активов» (утв. Банком России)

Финансовым организациям даны разъяснения по вопросам, касающимся расчета стоимости чистых активов

При расчете и корректировке справедливой стоимости дебиторской задолженности в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» НФО обязаны принимать во внимание пункты 61 — 66, В5 — В30, с учетом которых, в частности:

некорректно устанавливать уровень обесценения дебиторской задолженности в зависимости от срока ее просрочки без учета кредитного риска каждого конкретного дебитора;

при использовании доходного подхода (расчета приведенной стоимости) некорректной является практика, когда и денежные потоки, и ставки дисконтирования одновременно не корректируются на кредитный риск заемщика.

При использовании доходного подхода (расчета приведенной стоимости) оценка справедливой стоимости осуществляется с учетом текущих ожиданий рынка.

При оценке справедливой стоимости депозита текущие ожидания зависят от значимой доступной информации в отношении кредитной организации, обязанной погасить депозит.

В частности, некорректной является практика, когда появление новой значимой доступной информации в отношении кредитной организации, например, отзыв лицензии или назначение временной администрации, не приводит к изменению справедливой стоимости депозита, при этом организация, осуществляющая расчет справедливой стоимости депозита, не обладает подтвержденной информацией, что такие события не повлияли на справедливую стоимость актива.

<Письмо> Минфина России от 10.08.2018 N 09-02-05/56812 <Об остатках бюджетных инвестиций в валюте Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, не использованным по состоянию на 1 января 2018 года>

Остатки бюджетных инвестиций, в отношении которых не приняты решения об их использовании, отражаются на счетах ТОФК без права расходования

Согласно установленному правилу остатки бюджетных инвестиций в валюте РФ, предоставленные из федерального бюджета юридическим лицам, не использованные по состоянию на 1 января 2018 года, подлежат использованию этими юридическими лицами в соответствии с решениями, принятыми главными распорядителями средств федерального бюджета, до 1 мая 2018 года.

По мнению Минфина России, остатки бюджетных инвестиций, в отношении которых не принято такое решение, не подлежат перечислению в доход федерального бюджета и отражаются на лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства без права расходования.

Отмечено также, что использование юрлицами указанных остатков возможно в очередном финансовом году при наличии соответствующих положений в федеральном законе о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

<Письмо> Минфина России от 14.08.2018 N 09-07-08/57482 <Об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства операций по платежным документам, предусматривающим выплату стипендий обучающимся, при нарушении образовательным учреждением сроков исполнения исполнительных документов или решения налоговых органов в период приостановления операций на лицевых счетах бюджетных учреждений-должников>

В период приостановления операций на лицевых счетах бюджетных учреждений — должников операции по выплате стипендий обучающимся приостанавливаются

ТОФК, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника — бюджетного учреждения.

Исключением являются операции по исполнительным документам и решениям налогового органа, а также по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов.

Поскольку стипендии не относятся к указанным исключениям, операции, связанные с их выплатой, по мнению Минфина России, не могут осуществляться.

<Письмо> ФНС России от 16.08.2018 N СА-4-3/15842 «О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 19.07.2018) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ»

По состоянию на 19 июля 2018 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Минкомсвязи России по адресу http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/.

<Письмо> ФНС России от 20.08.2018 N СА-4-3/16055@ «Об утилизационном сборе»

ФНС России сообщила о видах складской техники, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.

Разделом VI Перечня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20 и 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС.

С учетом переходных ключей между ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 сообщается, что утилизационный сбор:

уплачивается в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой,

не уплачивается в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.

<Письмо> ФНС России от 21.08.2018 N СД-4-21/16186@ «О перерасчетах налогов на имущество физических лиц»

Перерасчет налоговых обязательств физлиц по имущественным налогам производится штатными режимами в автоматизированной информационной системе, используемой для налогового администрирования

Если вопрос о перерасчете налоговых обязательств рассматривается в связи с обращением налогоплательщика, налоговый орган обязан в установленный срок принять исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений в налоговом уведомлении с запуском всех необходимых технических процессов в АИС.

Если до истечения предельного срока рассмотрения обращения информация о наличии/отсутствии основания для перерасчета налоговых обязательств не получена, налогоплательщик должен быть проинформирован о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений.

Сообщается также об отмене письма ФНС России от 01.12.2016 N БС-4-21/22888@ «О перерасчетах налогов на имущество физических лиц».

<Письмо> Банка России N ИН-01-52/56, ФАС России N ИА/67323/18 от 24.08.2018 «О продвижении финансовыми организациями своих услуг»

Финансовым организациям не рекомендовано указывать в рекламе своих услуг информацию о госучастии

В информационном письме Банка России и ФАС России обращено внимание финансовых организаций на то, что указание в рекламе финансовых услуг на прямое или косвенное государственное участие в капитале может создавать у потребителей впечатление о повышенной надежности этих организаций и, как следствие, приводить к возникновению нерыночного преимущества.

В целях соблюдения принципа равных условий осуществления деятельности финансовым организациям не рекомендовано при распространении информации о своих услугах указывать в качестве преимущества или иным образом привлекать внимание потребителя к факту наличия государственного (муниципального) участия в финансовой организации.

Исключением являются случаи размещения финансовыми организациями на своих официальных сайтах в сети «Интернет» информации в соответствии с установленными требованиями.

<Письмо> ФНС России от 24.08.2018 N СД-4-3/16400@ «О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 06.08.2018) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ»

По состоянию на 6 августа 2018 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Минкомсвязи России по адресу http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/.

<Письмо> ФНС России от 24.08.2018 N СД-4-3/16474@ «О порядке утраты статуса налогоплательщика, применяющего ЕСХН или УСН»

НК РФ не предусматривает перевод налогоплательщика на общий режим налогообложения на основании направленного ему налоговым органом сообщения о несоответствии требованиям применения ЕСХН (УСН)

Если налогоплательщик не соответствует установленным условиям применения специальных режимов налогообложения ЕСХН (УСН), он считается утратившим право на их применение с начала налогового периода, в котором допущено нарушение (выявлено несоответствие установленным условиям).

В этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения.

Смена статуса налогоплательщика, применяющего ЕСХН (УСН), производится на основании представленного налогоплательщиком сообщения, которое регистрируется в информационном ресурсе «Журнал учета документов, связанных с применением ЕСХН (УСН)».

В случае обнаружения налоговым органом фактов нарушения условий и требований применения ЕСХН (УСН), он информирует об этом налогоплательщика.

Сообщается, что такое сообщение носит уведомительный характер, и никак не влияет на статус налогоплательщика.

Информационное письмо Минфина России от 27.08.2018 N 24-03-07/60842 «По вопросу открытия специальных счетов бюджетными учреждениями»

Минфин России изложил свою позицию в отношении открытия специальных счетов для учета средств бюджетных учреждений, направленных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)

С учетом положений части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе сообщается, что бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок на участие в электронных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

С учетом целевого характера средств бюджетные учреждения вправе учитывать на специальных счетах финансовые средства только в объеме, необходимом для обеспечения заявки, поданной для участия в конкретной электронной процедуре.

Отмечено также, что в настоящее время осуществляется подготовка изменений в Закон о контрактной системе в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке.

<Письмо> ФНС России от 27.08.2018 N БС-4-21/16590@ «О типовой (рекомендуемой) форме заявления о предоставлении налогового уведомления»

ФНС России предложена типовая форма заявления физлица, обратившегося в МФЦ для получения налогового уведомления на уплату налогов

Типовую форму заявления рекомендовано использовать для обеспечения взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в случае оказания услуги по вручению физическому лицу его налогового уведомления.

Информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247 «По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость»

Цену контракта, заключенного до повышения НДС, можно изменить

Согласно Закону о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В этой связи повышение ставки НДС не является основанием для изменения цены контракта.

Вместе с тем Законом о контрактной системе установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. N 1186, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

Письмо ФНС России от 29.08.2018 N ГД-4-14/16699@ «О направлении рекомендуемой формы заявления о постановке на учет для физических лиц без места жительства и порядка ее заполнения»

ФНС России рекомендована форма заявления для постановки на учет физлица, не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания), недвижимого имущества и (или) транспортных средств

Возможность постановки на налоговый учет такого физлица предусмотрена изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ. Подать заявление о постановке на учет можно в любой налоговый орган по своему выбору.

ФНС России рекомендованы форма заявления о постановке на учет в налоговом органе (форма N 2-2-Учет) и порядок ее заполнения.

Информация ФСС РФ «О процентной ставке отсечения»

ФСС РФ информирует, что по итогам проведения отбора заявок значение процентной ставки отсечения установлено в размере 6,85%

Ставка отсечения устанавливается равной процентной ставке, указанной в последней удовлетворяемой заявке кредитной организации, в случае если объем всех удовлетворяемых заявок меньше максимальной суммы размещения средств страхового резерва, либо равной процентной ставке, указанной в заявке, после удовлетворения которой совокупный объем всех удовлетворяемых заявок равен или превышает максимальную сумму размещения средств страхового резерва.

<Информация> ФНС России <О получении ИНН лицами, не имеющими имущества и места жительства в России>

Физлицо может получить ИНН, даже если отсутствует имущество и регистрация в РФ

Сообщается о вступлении в силу изменений в статью 83 НК РФ.

С 30 августа 2018 года указанные категории физлиц вправе подать заявление о постановке на учет в любом налоговом органе (лично или по почте).

На основании этого заявления налоговый орган присвоит физическому лицу ИНН и в течение пяти дней выдаст соответствующее свидетельство.

Наличие ИНН позволит налогоплательщикам, в частности, подключиться к сервису «Личный кабинет», с помощью которого можно подавать декларации о доходах в электронном виде, а также уточнять любые вопросы по налогам, не обращаясь в инспекцию лично.

Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2018 N 309-КГ18-5076 по делу N А60-7484/2017

Наличие у нежилого здания паспорта, устанавливающего высокий класс его энергоэффективности, не является основанием для применения льготы по налогу на имущество

Налогоплательщик к торгово-административному зданию применил льготу, предусматривающую освобождение от налогообложения вновь введенного объекта недвижимости, имеющего высокий класс энергоэффективности, определяемый согласно законодательству РФ.

Сначала суды посчитали, что принадлежащее налогоплательщику здание соответствует требованиям, установленным в НК РФ, так как представленные обществом паспорта энергетической эффективности, подтверждающие соответствие зданий высокому и очень высокому классу энергетической эффективности, имелись и на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету после реконструкции. Новые паспорта лишь подтвердили присвоенные ранее классы энергетической эффективности.

Верховный Суд РФ не согласился с изложенными выводами, отметив следующее.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом об энергосбережении.

Из взаимосвязанных положений Закона следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов.

Так как критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий отсутствуют, Суд пришел к выводу, что указанная льгота не применима к нежилым зданиям.

<Информация> ФНС России от 28.08.2018 <ФНС России разъяснила вопросы использования пенсионерами льгот при налогообложении недвижимости>

Налоговые льготы для пенсионеров могут применяться независимо от основания для получения пенсии

ФНС России подготовлена информация о предусмотренных законодательством налоговых льготах для пенсионеров, а также о порядке их применения.

Так, например, сообщается, что:

пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество физлиц за один объект недвижимости определенного вида, не используемый в предпринимательской деятельности (ст. 407 НК РФ). Таким объектом может быть жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машино-место, хозпостройка площадью не более 50 кв. м.;

при расчете земельного налога с налогового периода 2017 года пенсионеры пользуются налоговым вычетом в размере кадастровой стоимости 600 кв. м от общей площади одного земельного участка независимо от его места нахождения, разрешенного использования и площади (ст. 391 НК РФ).

Налоговые льготы могут быть расширены муниципальными нормативными актами.

Пользоваться льготами могут лица, которым назначена пенсия (получатель пенсии, назначенной другому лицу, не относится к числу пенсионеров, пользующихся льготами).

• БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

«Положение о порядке осуществления Банком России надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» (утв. Банком России 16.04.2018 N 640-П) Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2018 N 51933.

Обновлен порядок надзора Банком России за соблюдением операторами, не являющимися кредитными организациями, требований законодательства о национальной платежной системе

Новый порядок принят взамен установленного Положением Банка России от 9 июня 2012 г. N 381-П и уточняет полномочия структурных подразделений Банка России при осуществлении надзорных мероприятий.

Согласно принятому Положению надзор осуществляется в целях обеспечения стабильности национальной платежной системы и ее развития.

Деятельность по надзору включает в себя:

анализ документов и информации, касающихся деятельности поднадзорных организаций,

проведение инспекционных проверок,

осуществление действий и применение мер принуждения в случае нарушения установленных требований.

Инспекционные проверки проводятся в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 21 декабря 2017 года N 184-И «О порядке проведения инспекционных проверок не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры».

Инструкция Банка России от 21.06.2018 N 188-И «О порядке применения к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2018 N 51963.

Определен перечень мер и порядок их применения к кредитным организациям

Банк России применяет к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) меры в соответствии со статьей 74 и статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

При этом предусматривается, в частности, что к кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) не применяются меры, предусмотренные частями первой — четвертой статьи 74 указанного Федерального закона:

если со дня совершения нарушения истекло пять лет;

за нарушение федеральных законов, если надзор (контроль) за соблюдением их норм отнесен к компетенции иных надзорных (контролирующих) органов.

В числе мер, которые Банк России имеет право применить к кредитной организации, поименованы, в частности:

требование об устранении выявленных нарушений;

штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала;

ограничение на проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

Также, в частности, установлен перечень мер, применяемых в случае неисполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков). Это в том числе штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала; ограничение на проведение более широкого перечня банковских операций; запрет на открытие кредитной организацией филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Указание Банка России от 06.07.2018 N 4857-У «О признании утратившим силу Указания Банка России от 10 декабря 2012 года N 2931-У «О нумерации лицевых счетов, открываемых органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджетов и организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, для осуществления выплат наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» и об отсутствии необходимости перенумерации лицевых счетов» Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2018 N 51961.

С 1 января 2019 года утрачивает силу порядок нумерации лицевых счетов, открываемых для осуществления выплат наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям

Речь идет об Указании Банка России от 10 декабря 2012 года N 2931-У «О нумерации лицевых счетов, открываемых органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджетов и организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, для осуществления выплат наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям».

Предусматривается, что лицевые счета с отличительным признаком бюджетного счета в шестнадцатом разряде номера лицевого счета, открытые органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджетов и организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям, перенумерации не подлежат.

Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2019 года.

Указание Банка России от 26.07.2018 N 4875-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 года N 180-И «Об обязательных нормативах банков» Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2018 N 51974.

Банком России пересмотрена шкала коэффициентов риска по кредитам на потребительские цели в зависимости от значений полной стоимости кредита

Соответствующие дополнения внесены в таблицу, содержащую перечень кодов, используемых при расчете обязательных нормативов.

Изменения внесены в целях обеспечения качественного роста кредитных портфелей банков, а также повышения устойчивости финансовой системы.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Банка России от 23.08.2018 N ОД-2212 «Об организации работы структурных подразделений Банка России, обеспечивающих проведение Банком России операций предоставления кредитным организациям кредитов, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам»

Организована работа территориальных учреждений Банка России, обслуживающих счета кредитных организаций, в связи с предоставлением обеспеченных кредитов Банка России по новым правилам

Регламентирована деятельность территориальных учреждений, обслуживающих корреспондентские счета, а также основные счета кредитных организаций, на которые могут предоставляться кредиты Банка России в соответствии с договорами об участии в операциях по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам.

В частности, территориальным учреждениям Банка России, обслуживающим корреспондентские счета кредитных организаций, поручено:

заключать с кредитными организациями договоры об участии в операциях по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам, по форме и в порядке, определенным Информационным письмом Банка России от 17.08.2018 N ИН-03-20/55, на бумажном носителе;

осуществлять работу по внесению изменений в указанные договоры, их расторжению в порядке, установленном договорами;

принимать от кредитных организаций документы на бумажном носителе при осуществлении вышеуказанных действий, а также при рассмотрении вопроса об изменении максимально возможного лимита внутридневного кредита и кредита овернайт.

Информация Банка России «О включении ценных бумаг в Ломбардный список Банка России»

В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги

Такими бумагами являются:

государственные облигации Красноярского края, имеющие государственный регистрационный номер выпуска RU35015KN A0;

биржевые облигации Публичного акционерного общества «Газпром», имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-22-00028-A, 4B02-23-00028-A;

облигации Публичного акционерного общества «КАМАЗ», имеющие государственные регистрационные номера выпусков 4-10-55010-D, 4-11-55010-D;

биржевые облигации публичного акционерного общества «Государственная транспортная лизинговая компания», имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-10-32432-H-001P;

биржевые облигации Публичного акционерного общества «Челябинский трубопрокатный завод», имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-04-00182-A-001P.

Проект Указания Банка России «О форме и порядке направления операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России информации обо всех случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента и получения ими от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, а также о порядке реализации операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента»

Банком России предложен порядок направления информации о случаях переводов денежных средств без согласия клиента

В проекте содержится перечень событий, при которых участники информационного обмена направляют в Банк России первичные, промежуточные и окончательные уведомления, а также перечень сведений, содержащихся в указанных уведомлениях.

В частности, в них содержатся сведения о:

плательщике перевода денежных средств без согласия клиента;

параметрах устройств, с использованием которых осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств без согласия клиента;

получателе перевода денежных средств без согласия клиента;

технических данных, описывающих атаки, направленные на объекты информационной инфраструктуры участников информационного обмена и их клиентов;

результате окончания рассмотрения участниками информационного обмена случаев и попыток осуществления переводов денежных средств без согласия клиента и другие дополнительные и уточняющие сведения.