Подборка по материалам информационного банка «Финансист» системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

Об учете организацией, применяющей УСН, беспроцентного займа в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 335-ФЗ)) для плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются виды деятельности в производственной и социальной сферах, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей).

Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.

При этом действие положений подпункта 5 пункта 1 и пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (пункт 9 статьи 9 Федерального закона N 335-ФЗ).

Таким образом, исходя из новой редакции пункта 6 статьи 427 Кодекса в общий объем доходов плательщиков на УСН для целей применения пониженных тарифов страховых взносов включаются доходы, указанные в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, т.е. как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения для уплаты налога при применении УСН.

При этом полученный организацией беспроцентный заем не может быть включен как в общий объем доходов, так и в долю доходов в связи с осуществлением основного вида экономической деятельности, поскольку указанные средства подлежат возврату.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 февраля 2018 г. N 03-15-06/10858

Вопрос:

Об НДС при реализации товаров (работ, услуг) организацией, применяющей УСН.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 168 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость обязаны предъявлять только налогоплательщики налога на добавленную стоимость.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость на основании пункта 2 статьи 346.11, при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость не предъявляют. При этом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг).

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РФ от 20 февраля 2018 г. N 03-07-11/50590, от 15 февраля 2018 г. N 03-07-14/9243

Вопрос:

О перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль при выявлении ошибки, относящейся к предыдущему отчетному (налоговому) периоду и приведшей к излишней уплате налога.

Ответ:

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

При этом статья 54 Кодекса не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налоговой базы и суммы налога в указанных условиях истечением установленного пунктом 7 статьи 78 Кодекса срока представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Вместе с тем перерасчет налоговой базы и суммы налога, на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 54 Кодекса, не влечет увеличения срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Кодекса.

При перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса, в этом отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю (пункт 8 статьи 274 Кодекса). То есть в указанном случае перерасчет налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода не производится.

Таким образом, организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога на прибыль организаций в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль. Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, производится перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2018 г. N 03-02-07/1/9766

Вопрос:

О привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства лица, ответственного за ведение бухучета организации.

Ответ:

Каждая организация, ее должностные лица, учредители должны соблюдать законодательство Российской Федерации.

Лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», признается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность несут лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (руководители и другие работники организации).

Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за исполнением законодательства о налогах и сборах. Совершение налоговых правонарушений, административных правонарушений в области законодательства о налогах и сборах или налоговых преступлений влечет применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (пункт 6 статьи 108 Кодекса).

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (пункт 4 статьи 110 Кодекса).

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации, а также не освобождает от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога, сбора, страховых взносов и пеней.

Жалобы граждан по положениям отдельных законодательных актов Российской Федерации об ответственности юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 08.12.2017 N 39-П).

В указанном постановлении отмечается, что привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию, в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в предусмотренном законом порядке.

В тех же случаях, когда судом установлено, что юридическое лицо служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего его физического лица (то есть de facto не является самостоятельным участником экономической деятельности), не исключается возможность привлечения такого физического лица к ответственности за вред, причиненный бюджету в связи с совершением соответствующего налогового преступления, еще до наступления признаков невозможности исполнения юридическим лицом налоговых обязательств.

Статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего законодательства, не исключает наличия у налоговых органов правомочия по обращению в суд от имени публично-правового образования с иском к физическим лицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений или в отношении которых уголовное преследование в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям, о возмещении вреда, причиненного их противоправными действиями публично-правовому образованию, что соответствует требованиям Конституции Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 февраля 2018 г. N 03-02-08/9589

Вопрос:

Об учете организацией на УСН полученных от учредителя займов и финансовой помощи в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 335-ФЗ)) для плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются виды деятельности в производственной и социальной сферах, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей).

Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.

При этом действие положений подпункта 5 пункта 1 и пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (пункт 9 статьи 9 Федерального закона N 335-ФЗ).

Таким образом, исходя из новой редакции пункта 6 статьи 427 Кодекса в общий объем доходов плательщиков на УСН для целей применения пониженных тарифов страховых взносов включаются доходы, указанные в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, то есть как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения для уплаты налога при применении УСН.

При этом полученные организацией займы и финансовая помощь от учредителя не могут быть включены как в общий объем доходов, так и в долю доходов в связи с осуществлением основного вида экономической деятельности, поскольку заемные средства подлежат возврату, а финансовая помощь от учредителя не является доходом от осуществления деятельности.

Обращаем внимание, что исходя из положений пунктов 2 и 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, повышающие тарифы страховых взносов или иным образом ухудшающие положение плательщиков страховых взносов, обратной силы не имеют, а акты законодательства о налогах и сборах, снижающие тарифы страховых взносов или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Таким образом, учитывая, что действие положений пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, эта норма никак не может ухудшить положение каких-либо плательщиков взносов и не может привести к утрате ими права на применение в 2017 году пониженных тарифов в связи с перерасчетом общего объема доходов и доходов от основного вида деятельности, а также к доплате страховых взносов по общеустановленному тарифу страховых взносов и к возникновению обязанности по представлению уточненных расчетов в налоговый орган.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 февраля 2018 г. N 03-15-06/9293

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при уступке (передаче) лизингодателем другому лицу права требования по договору лизинга и права собственности на предмет лизинга.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

На основании пункта 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 155 Кодекса при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

Таким образом, при уступке лизингодателем (первоначальным кредитором) другому лицу (новому кредитору) имущественного права — денежного требования, вытекающего из договора реализации услуг лизинга, налог на добавленную стоимость исчисляется в вышеуказанном порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 155 Кодекса.

В отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных лизингодателем (первоначальным кредитором) при уступке вышеуказанных прав новому кредитору, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщикам в отношении имущественных прав, приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В связи с этим необходимо отметить, что на основании пункта 2 статьи 155 Кодекса в случае последующей уступки новым кредитором прав требования или при прекращении соответствующего обязательства налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

Поскольку суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным правам требования являются расходами налогоплательщика на их приобретение, при определении налоговой базы в указанном порядке суммы налога по приобретенным правам требования учитываются в составе расходов на их приобретение и вычитаются из стоимости, по которой передаются права (прекращаются обязательства), с учетом налога.

Учитывая изложенное, оснований для принятия к вычету новым кредитором сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных первоначальным кредитором, не имеется.

Что касается операций по передаче лизингодателем прав собственности на предмет лизинга другому лицу, то указанные операции, на основании пункта 1 статьи 39 Кодекса, признаются реализацией товара и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные лизингодателем (продавцом) при реализации предмета лизинга, принимаются к вычету у покупателя в случае соблюдения условий, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.

В соответствии с положениями статей 268 и 279 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса приобретение права требования рассматривается для целей налогообложения прибыли организаций как приобретение имущественного права.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 268 Кодекса при реализации имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, с учетом положений, установленных статьей 279 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 279 Кодекса установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Учитывая изложенное, в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом, при приобретении прав требования указанные имущественные права принимаются к налоговому учету по стоимости, определяемой исходя из цены их приобретения и расходов, связанных с их приобретением.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 февраля 2018 г. N 03-07-11/9078

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде страховых взносов, исчисленных с выплат и вознаграждений, не уменьшающих налоговую базу.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом статья 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли организаций страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях указанной главы НК РФ.

Таким образом, расходы в виде страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, исчисленных в том числе с выплат и вознаграждений, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/6290